Твои права на экзамене
Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливают следующий порядок сдачи теоретического экзамена на право управления транспортным средством.


Отстоять права на экзамене по теории

Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливают следующий порядок сдачи теоретического экзамена на право управления транспортным средством.

Экзамены сдаются в соответствии с методикой, утверждаемой Главным управлением Государственной инспекции.

Экзамены сдаются в следующей последовательности: сначала теоретический, затем - практический.

Кандидат в водители, не сдавший теоретический экзамен, к практическому экзамену не допускается. Повторный экзамен, как теоретический, так и практический, назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего.

Положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, считается действительной в течение 3 месяцев.

Теоретический экзамен может приниматься:

  • путем письменного опроса по экзаменационным билетам, утверждаемым Главным управлением Государственной инспекции;
  • при помощи экзаменационных аппаратов или персональных электронно-вычислительных машин по программам, соответствующим требованиям, утверждаемым Главным управлением Государственной инспекции.

При проведении теоретического экзамена проверяются знания кандидатом в водители:

  • 1) Правил дорожного движения Российской Федерации;
  • 2) Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • 3) законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения безопасности дорожного движения, а также уголовной, административной и иной ответственности водителей транспортных средств;
  • 4) технических аспектов безопасного управления транспортным средством;
  • 5) факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий;
  • 6) элементов конструкции транспортного средства, состояние которых влияет на безопасность дорожного движения;
  • 7) методов оказания доврачебной медицинской помощи лицам, пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии.

В процессе обучения автошкола обязана подать заявку в МРЭО ГАИ на сдачу экзаменов заранее зарегистрированной группы. Заявка рассматривается, и автошколе назначается экзамен в определённый день. Автошколой подготавливаются документы, к назначенному дню кандидаты в водители должны закончить и теоретический курс, и курс вождения. Экзамены принимаются инспектором МРЭО либо по месту нахождения автошколы, либо в экзаменационном классе ГАИ. Обучаемые сдают и теорию, и вождение на автомобилях, на которых проходили обучение. В случае не сдачи одной из дисциплин, повторный экзамен назначается через неделю. Так выглядит механизм сдачи экзаменов.

Что же происходит во время самого экзамена? Теоретический этап экзамена включает в себя вопросы экзаменационных билетов, которые утверждены Главным управлением ГИБДД. В каждом билете 20 вопросов (по пять из четырех тематических блоков дорожные знаки и разметка, административная практика, техническое состояние, а также первая медицинская помощь), и на каждый вопрос дается несколько вариантов ответов, из которых нужно выбрать правильный. Всего экзаменационных билетов - 800 штук, 40 билетов по 20 вопросов. Компьютер выбирает из них 20, произвольно.

Теория сдаётся так: запускают по 5 человек, всех сажают за компьютеры, клавиатура у компьютеров закрыта пластиком, кроме пяти кнопок - это цифры 1,2,3,4, и пробел. Офицер инструктирует всю группу, а также предупреждает: "поворот головы с сторону соседа - оба на выход". После нажатия определенной клавиши на клавиатуре экзаменационного компьютера на экран выводится номер билета, и экзамен начинается. В ходе него на экране появляются вопросы, информация о правильности или неправильности ответов, а также указывается время, которое остается до окончания экзекуции. Выбрав правильный, со своей точки зрения, ответ, нужно дважды нажать соответствующую клавишу. Повторное нажатие служит подтверждением того, что и в первый раз клавишу нажали осознанно, а не случайно. Таким образом, исключаются непреднамеренные ошибки в ходе экзамена. Если вы не знаете ответа на данный вопрос, то можете нажать пробел. В таком случае, вопрос будет отложен, и вы сможете вернуться к нему после ответа на все вопросы.

В некоторых автошколах теоретический экзамен до сих пор сдается в письменном виде. В таком случае вам выдается билет с теми же двадцатью вопросами, вы отвечаете на него, заполняя

Приведенный выше требования и механизм сдачи экзамена строго очерчивают круг того, что могут и что не могут требовать от вас экзаменаторы на теоретическом экзамене по вождению. Однако бывают ситуации, когда инспекторы превышают свои полномочия. Как вести себя в таком случае?

Завалить кандидата в водители на теоретическом экзамене достаточно сложно. Дело в том, что экзамен принимается при помощи теста, а не устного экзамена, как это было раньше, поэтому в спорном случае доказать правоту или неправоту одной из сторон достаточно легко. Нужно лишь взять экзаменационный лист и сверить ответ, который дал кандидат с верным ответом. Однако способы "завалить" кандидата все же есть.

Например, можно завалить при помощи измененных билетов. Кандидаты в водители обычно готовятся к экзамену путем заучивания верных ответов на вопросы, а не изучения Правил дорожного движения и практиковании в их применении к конкретным дорожным ситуациям. Поэтому слегка изменив вопросы, инспекторы "подлавливают" незадачливых курсантов. В данном случае апеллировать кроме как с собственной невнимательности вам вряд ли удастся. Хотя можно попробовать доказать, что данные экзаменационные билеты не относятся к утвержденным Главным управлением Государственной инспекции. Неправомерными являются и вопросы сверх установленной Главным управлением Государственной инспекции программы, не касающиеся перечисленных разделов, которые должен знать каждый водитель. Однако, чтобы определить это нужно очень хорошо разбираться в методиках и программах, по которым идет подготовка в водители. К сожалению, последний раз программы утверждались более 30 лет назад, поэтому в них множество устаревших требований.

Другой способ, это заложить в билеты заведомо неверный ответ. То есть вы даете правильный ответ, а он расценивается как неверный. В таком случае у вас есть шанс на успех. При помощи экзаменационного листа и Правил дорожного движения вы начинаете доказывать, что ваша "ошибка" в теоретическом экзамене на самом деле таковой не является.

Кроме того, вас могут подставить путем "отвлечения" на экзамене, то есть подсадив к вам человека, который спровоцирует ситуацию, после которой вас просто удалят с экзамена отправив на пересдачу.

Если вы не сдали экзамен, но не согласны с решением инспектора, то вы направляетесь в ваше отделение МРЭО ГИБДД с заявлением на имя начальника, которое содержит в себе требование изменить оценку за экзамен с "Не сдал" на "Сдал" и допустить вас к сдаче практического экзамена. К заявлению нужно будет приложить ваши экзаменационные документы. Ваше заявление должно быть зарегистрировано дежурным офицером, который должен поставить специальный штампик на обоих копиях заявления, той, которую он забирает себе и той, которая остается у вас.

Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней. Укажите в заявлении ваши координаты и как с вами связаться, чтобы сотрудники МРЭО могли вызвать вас на прием к начальнику. В случае, если вам отказано, то вы должны получить отказ в письменной форме с обязательным указанием причин отказа. И тогда писать заявление уже в вышестоящую инстанцию с приложением заявления, письменного отказа и ваших экзаменационных документов.

Разбирательство ваших претензий должно вестись в присутствии инспектора, который принимал у вас экзамен. Желательно, чтобы ваше заявление, в случае надобности, могло быть подкреплено показаниями очевидцев. Начальник выслушает версию обоих сторон. Далее возможны варианты. Начальник может принять вашу сторону или заняться более подробным рассмотрением дела, с приглашением свидетелей. Однако наиболее вероятно, что вам предложат пойти "на мировую": написать заявление о том, что вы не имеете претензий, и пойти на пересдачу экзамена.

Однако если такое развитие событий вас не устраивает, то вы можете зарегистрировать жалобу в канцелярии и получить ровно такой же письменный ответ в десятидневный срок. Параллельно вы можете обратиться в прокуратуру, а точнее к старшему помощнику Прокурора по надзору за органами внутренних дел, в ведении которого входит надзор за деятельностью МРЭО. Здесь ситуация та же самая. Ваше заявление должно быть зарегистрировано и рассмотрено в десятидневный срок. Вообще схема взаимоотношений с государственными органами довольно проста. Вы пишите заявление, его должны зарегистрировать и рассмотреть в определенный срок, после чего сообщить вам о своем решении. Если решение отрицательное, то вы требуете письменное обоснование отказа, подаете жалобу и пишите заявление в вышестоящую инстанцию. Однако, бюрократическая машина, к сожалению, очень долго и нудно рассматривает все заявления и нервов, на то, чтобы справиться с этим хватает далеко не у всех. К тому же, вас будут очень долго уговаривать не подавать заявление, жалобу, прошение и вообще какую бы то ни было бумагу. Могут даже угрожать тем, что в противном случае вы будете сдавать экзамен 20 раз, каждый раз уплачивая определенную сумму за пересдачу.

Однако это не повод, чтобы не опротестовывать не устроившее вас решение. Увидев ваше упорство, начальник МРЭО может спустить приказ о том, чтобы в дальнейшем вам не чинили препятствий. Дело в том, что, несмотря на то, что проблема взяточничества и коррумпированности нашей милиции обсуждается очень широко, вся система взяток и вымогательств очень не любит целенаправленного шума, то есть разбирательства дела в отношении конкретного человека. Поэтому параллельно с тем, как вы пишите заявления и регистрируете жалобы, попробуйте прийти на пересдачу. Даже если принимать экзамен будет уже другой инструктор, то, скорее всего, "слава" о вас разошлась на все МРЭО и ставить вам "лишние" штрафные баллы он вряд ли будет. Для МРЭО будет важно как можно быстрее "отвязаться" от такого настойчивого кандидата в водители, чтобы дело не дошло до вышестоящих инстанций. Так что отстаивать свои права все же надо. Может быть не чистых на руку инспекторов и не уволят, но вам удастся добиться получения законных прав без дачи взятки.


 

 

НОВОСТИ:







Все новости


 



ЗАКОНЫ И КОДЕКСЫ РФ

Конституция РФ

Гражданский Кодекс РФ (ч. 1)

Гражданский Кодекс РФ (ч. 2)

Гражданский Кодекс РФ (ч. 3)

Гражданский Процессуальный Кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Закон о безопасности дорожного движения

Закон о защите прав потребителей

Налоговый кодекс РФ (ч. 1)

Налоговый кодекс РФ (ч. 2)


«Союз защиты прав автомобилистов» - юридические консультации и помощь