Как "валят" на теории
Теоретический экзамен при получении прав на управление транспортным средством обычно считается самым легким.


Теоретический экзамен при получении прав на управление транспортным средством обычно считается самым легким. Однако и здесь бывают свои тонкости. Разберемся в том, как не завалиться на теории не по причине того, что вы не подготовились, а из-за того, что вас целенаправленно завалили.

В принципе, завалить на теоретическом экзамене не так то и просто. Теория сдаётся так: запускают по 5 человек, всех сажают за компьютеры, клавиатура у компов закрыта пластиком, кроме пяти кнопок - это цифры 1,2,3,4, и пробел. Офицер инструктирует всю группу, а также предупреждает: "поворот головы с сторону соседа - оба на выход". После нажатия определенной клавиши на клавиатуре экзаменационного компьютера на экран выводится номер билета, и экзамен начинается. В ходе него на экране появляются вопросы, информация о правильности или неправильности ответов, а также указывается время, которое остается до окончания экзекуции. Выбрав правильный, со своей точки зрения, ответ, нужно дважды нажать соответствующую клавишу. Повторное нажатие служит подтверждением того, что и в первый раз клавишу нажали осознанно, а не случайно. Таким образом, исключаются непреднамеренные ошибки в ходе экзамена.

Самый первый и самый верный способ завалить вас на теоретическом экзамене - это не пустить вас на него. Особенно это касается тех, что идет сдавать на права после самоподготовки.

Итак, вы пришли сдавать на права, а у вас не принимают документы, мотивируя это различными причинами. Если вам говорят, что сдача на права после самоподготовки уже давно отменена, не верьте. Она не отменена. Пусть вам покажут официальный документ, которые подтверждает обратное. Вы в ответ покажите Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, пункт 10.2 которых разрешает допуск к экзаменам на права после "самоподготовки". Последнее слово надо подчеркнуть.

Если от вас требуют предъявления водительской карточки, которую обычно выдают окончившим автошколу, то это также неправомерно. В пункте 16 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений действительно говорится о том, что нужен документ о прохождении обучения. Однако указывается, что он требуется от всех за исключением лиц, получивших подготовку в индивидуальном порядке.

Если от вас требуют еще какие-то документы, например, для того, чтобы обосновать, почему вы не можете заниматься в обычной автошколе, то это опять же неправомерно. Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений достаточно четко устанавливают перечень необходимых документов. Ничего сверх от вас требовать не должны.

Если вас заверяют в том, что не могут принимать экзамены у вас одного, потребуйте, чтобы вас прикрепили к экзаменационной группе одной из автошкол, которые сдают в данном МРЭО. Именно так происходит сдача экзамена после самостоятельной подготовки.

Если от вас требуют, чтобы вы прошли дополнительный экзамен, и лишь потом будете допущены к основному, мотивируя это тем, что в автошколах сдают внутренний экзамен, который является допуском к экзамену в ГИБДД, то можно поступить по-разному. Можно упереться рогом и сказать, что в правилах о дополнительном экзамене ничего не написано. И будете правы. Если же инспектор на нем все-таки настаивает, что можно пройти этот экзамен. Обычно это один билет из Правил дорожного движения, которые вы уже давно знаете назубок.

Кроме того, подобная проблема может возникнуть у лиц, которые временно не могут управлять автомобилем в случае, например, если у вас сломана нога или рука. Такие ситуации тоже бывают. Если у вас есть на то причины, то вы можете сдать экзамен по теории, а потом прийти уже только на практический экзамен, ведь сданная теория действительна в течение трех месяцев. Отказать вам в принятии экзамена не имеют права. Так что опять же стойте на своем. Закон на вашей стороне.

Столкнуться с тем, что у вас не хотят принимать экзамен могут и те, кто прописан в другом городе, не в том, котором сдает. Отказать в принятии экзамена и отправить вас сдавать в МРЭО по месту прописки инспекторы просто не имеют права. В подобном случае от вас могут потребовать лишь дополнительную справку о том, что по месту прописки вам не было выдано водительское удостоверение. Такая справка выдается по запросу из МРЭО, в котором вы будете сдавать экзамен.

Не забывайте также следующее:

Приложение к приказу МВД РФ от 20 июля 2000 г. N 782

Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения Министерства внутренних дел Российской Федерации

11. Об отказе в допуске к экзаменам, выдаче или замене водительских удостоверений должностное лицо обязано сообщить заявителю в письменной форме с указанием причин отказа со ссылкой на соответствующие пункты Правил

Поэтому если Вам все-таки отказали в прием документов - потребуйте, чтобы отказ был оформлен в письменной форме с обязательным указанием причины отказа. Очень интересно посмотреть на эту причину, потому что сформулировать ее невозможно. Закон на вашей стороне и причин для отказа просто не существует. Если все же сформулировать сотрудникам ГИБДД ее все же удалось, то смело идите к начальнику МРЭО и добивайтесь того, чтобы вам разрешили сдать экзамен. Если и это не помогает, то можно пойти в вышестоящие инстанции и добиться того, чтобы у вас приняли экзамен.

Однако если вас все же допустили до экзамена, то и на нем могут возникнуть проблемы. Например, рядом с вами могут посадить "специального" человека, который просто по середине экзамена спросит у вас ответ на тот или иной вопрос. Особенно часто такие номера проделывают с теми, кто сдает не со своей группой от автошколы (после самоподготовки или после пересдачи), или в смешанных группах. Даже если вы ни слова ни пророните в ответ, инспектор, скорее всего, выгонит вас и "вашего товарища" с экзамена, поскольку ему нужно лишь спровоцировать ситуацию, при которой ему можно будет выгнать вас. К сожалению, в такой ситуации доказать, что вы не разговаривали на экзамене и что вас всего лишь "подставили" будет практически невозможно.

В Интернете ходят слухи о том, что не чистые на руку инспекторы специально изменяют номер верного ответа в билетах, чтобы кандидаты в водители завалились несколько раз подряд и потом, не выдержав, предложили инспектору взятку. Проверить доподлинно, так ли это, невозможно. Может это лишь оправдание в чьих-то глазах, мол не смог сдать теорию не потому что не знал, а потому что "менты завалили". Однако если с вами произошла ситуация, когда вы точно уверенны, что ответ на этот вопрос правильный, а компьютер утверждает, что нет, и вы благополучно заваливаете теоретическую часть, то у вас есть выход. Для начала, конечно же, убедитесь в своей правоте при помощи ПДД. Если и после этого вы на сто процентов уверенны, что верный ответ был другим, скажите об этом экзаменатору, попросите опротестовать результаты и разобрать с вами спорный вопрос. Если окажется, что вы были правы и ошибка в этом вопросе повлияла на исход экзамена, то он будет перезачтен. Однако на практике доказать подобное довольно сложно, даже при условии наличия у вас экзаменационного листа. Просто потому что инспектор об опротестовании результатов с вами даже не будет разговаривать. Однако если вы точно уверены в том, что вы правы, добивайтесь своего. Например, напишите заявление на имя начальника МРЭО. Только обязательно проверьте, чтобы оно было зарегистрировано. В таком случае вам легче будет добиться его рассмотрения. Требуйте, чтобы любые отказы, например, в принятии заявления или в его рассмотрении, были оформлены в письменном виде с обязательным указанием причин отказа. Так вам легче будет добиться правды и противостоять взяткам за "сдачу экзамена".

Кроме того, есть еще один способ "подставить вас" на экзамене. Несмотря на то, что в ГИБДД уверяют, что билеты на экзамене идентичный тем, которые описаны в учебных пособиях, иногда бывает, что вопросы слегка изменяют. Например, делают другую разметку на картинке или меняют смысл вопросы. А кандидаты в водители, натасканные на сдачу теста, а к тому же и прорешавшие все билеты по 3-4 раза, увидев на экране знакомую картинку или знакомый вопрос, отвечают не задумываясь.

Поэтому не пытайтесь заучивать ответы на вопросы билетов наизусть: есть вероятность провалиться. Всегда следует внимательно читать и анализировать вопрос. Помните, что вы учите Правила дорожного движения не для того, чтобы потом сдать экзамен по теории с первого раза. Вы учите их для того, чтобы потом правильно применять их на дороге, с учетом дорожной ситуации и ваших возможностей.

Однако сложность в сдаче экзаменов порождают у многих кандидатов в водители желание "доплатить" за гарантию того, что вас не провалят на экзамене. Обычно схема дачи взятки такова: ученик дает своему инструктору определенную сумму денег (обычно она колеблется от 250 до 300 долларов, за сдачу всех трех экзаменов), а он "страхует" ученика у инспектора этими деньгами. То есть если вы знаете правила и неплохо водите, то инспектор выдаст вам права. Если же вы очень сильно проваливаете экзамен, так, что это всем со стороны заметно, то вам просто возвращают ваши деньги. Инструктор уговаривает вас тем, что вы ничего не теряете в случае если не сумеете сдать. Однако может быть и по другому. Вы даете инструктору деньги, но инструктор инспектору об этом не говорит, и вы идете сдавать "злому" инструктору. Если вы сдаете, то инструктор забирает деньги себе, а если нет, то возвращает вам. Никто не в накладе, а инструктор, в том случае, если вы сдадите, останется с вашими деньгами и с нулевым риском сесть за взяточничество. Ведь вы, сдав экзамен, не станете жаловаться.

Инструкторы заинтересованы в том, чтобы их студенты не смогли сдать экзамен после учебного курса с первого раза. Дело в том, что все внеурочные занятия обходятся ученику в два раза дороже - от 350 рублей за час, - чем включенные в официальный курс. Инструкторы часто предлагают свои услуги в обход школьной кассы и кладут заработок себе в карман. Поэтому сегодня можно увидеть следующую картину: на площадке для занятий по вождению инструкторы сидят на скамейке и непринужденно болтают, а перед ними ученики накручивают круги, предоставленные сами себе. Езда по кругу не дает практически никаких навыков, следовательно, ученик обречен на провал экзамена и пересдачу либо на дачу взятки экзаменатору. В итоге, чтобы "условно честно" сдать на права, ученик в среднем тратит 4 тысячи рублей за теоретические занятия, около 6 тысяч рублей за вождение и еще столько же на взятку экзаменатору. Если же человек не хочет связываться с автошколами, он платит, по различным данным, от 15 до 20 тысяч рублей и получает водительское удостоверение с доставкой на дом. Суммарные расходы в обоих случаях составляют 700-1000 евро (с учетом затрат на дополнительные занятия по вождению).

Уже несколько лет чиновники МВД РФ обещают, что получить водительские права в России будет труднее, дольше и дороже. Сейчас совместно с Минобрнауки разрабатывается новая программа для автошкол в целях повышения уровня преподаваемых знаний. В ней предусматривается увеличение количества часов обучения, повышение качества подготовки кадров для автошкол и условий обучения будущих водителей, хотя конкретика пока не прописана.

Однако экзаменатор может "завалить" даже профессионального водителя с многолетним стажем вождения, а у ученика шансов без взятки сдать на права практически нет. По негласному закону инструктора стараются обеспечить сдачу 50% учеников, остальные же идут на пересдачу и вынуждены брать дополнительные платные уроки вождения. Поэтому какой бы срок обучения ни назначили, он повлияет только на официальную стоимость курсов, но не на уровень знаний и умений учащихся. Инструкторы всегда сумеют сделать свою внеклассную работу востребованной. В результате сдать на права ученики по-прежнему смогут только по договоренности с экзаменатором ДОБДД.

Действительно, сдать экзамены с первого раза практически не реально в том случае, если вы не умеете водить машину заранее. Если вы научились водить машину до того, как пошли в автошколу,, то экзамены вы сдадите. В противном случае вам придется брать дополнительные занятия с инструктором, которые довольно дорогие. Получится, по совокупности примерно такая же цена, что и взятка. Но помните, что если все же инструктор уговаривает вас "доплатить за гарантию сдачи экзамен", допустим, 250 долларов, то помните, что квалифицируется это однозначно - дача взятки. Права ведь не товар, они не могут быть объектом купли-продажи. Тут вы не улучшенную комплектацию машины заказываете, а подкупаете должностное лицо - либо ответственное за выдачу прав, либо принимающее экзамены. И даже если это происходит через посредника, инструктора автошколы, тяжесть преступления нисколько не умаляет, ведь важен не факт личной передачи денег, а направленность действия - передача денег с целью подкупа должностного лица.

Ст. 291 УК РФ говорит о том, что лицо, давшее взятку, может быть наказано штрафом в 200 МРОТ либо лишением свободы сроком на 3 года. Соучастие в даче взятки инструктора, согласно все той же статье УК, влечет за собой аналогичное наказание ему. Хуже всего в такой ситуации должностному лицу: в лучшем случае гаишник получит штраф в размере 700 МРОТ либо 5 лет лишения свободы - ст. 290 УК. В худшем (если будет доказано участие во взяточничестве группы лиц или неоднократное получение взятки) - лишение свободы от 7 до 12 лет с конфискацией имущества, согласно части 4 той же 290 статьи УК.

Освободить от ответственности за дачу взятки может только добровольное сообщение о факте взятке или если взятка дана в результате вымогательства. Но права в таком случае, разумеется, аннулируют. Так что сдавать все же лучше самостоятельно.


 

 

НОВОСТИ:







Все новости


 



ЗАКОНЫ И КОДЕКСЫ РФ

Конституция РФ

Гражданский Кодекс РФ (ч. 1)

Гражданский Кодекс РФ (ч. 2)

Гражданский Кодекс РФ (ч. 3)

Гражданский Процессуальный Кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Закон о безопасности дорожного движения

Закон о защите прав потребителей

Налоговый кодекс РФ (ч. 1)

Налоговый кодекс РФ (ч. 2)


«Союз защиты прав автомобилистов» - юридические консультации и помощь