"Развод" в автошколе
Автошкола - это очень серьезное учреждение. Обучение в ней организуется строго в соответствии с определенными правилами подготовки водителей. Кроме того, автошкола должна иметь лицензию на обучение курсантов.


Итак, решение принято, и желанию получить права категории "В" (именно они дают право управлять легковым автомобилем) ничто не препятствует? Значит, пора определяться с автошколой. Их сейчас существует великое множество, но отправляться в первую попавшуюся или ближайшую к дому (офису) будет большой ошибкой. Сначала нужно досконально выяснить, как будет проходить обучение, оснащена ли школа компьютерным классом для подготовки к теоретическому экзамену в ГИБДД, имеет ли она специальные площадки для обучения вождению и выполнения необходимых на экзамене упражнений. Порой начинающие автолюбители вынуждены тренироваться в близлежащих тупиках, тихих переулках или на пустырях, которые совершенно непригодны для качественного обучения. Также следует выяснить, есть ли при автошколе водительская медицинская комиссия. Иначе получать необходимое заключение медиков придется в районной поликлинике, а это не способствует экономии времени и сил.

Многие автошколы предлагают несколько режимов обучения, что позволяет выбрать наиболее удобный вариант, будь то обычный курс, интенсивный или экстернат.

Обычный курс обучения состоит из теоретических занятий и уроков практического вождения и длится около двух или двух с половиной месяцев, интенсивный займет около месяца. При этом теоретическая часть включает в себя около 32 академических часов лекций.

За отведенное время необходимо выучить правила дорожного движения, научиться ориентироваться в различных ситуациях, возникающих на дорогах, потренироваться в управлении машиной на специально предназначенной для маневров площадке, совершить свои первые "вылазки" в город, а также проштудировать вопросы экзаменационных билетов, которые ждут в ГИБДД. Кроме того, предстоит освоить основы оказания первой медицинской помощи и познакомиться с внутренним устройством "железного коня". В режиме экстерната придется заниматься дома самостоятельно.

Однако во многих автошколах курсантов очевидно "разводят", требуя деньги за услуги явно ненадлежащего качества. А вы действительно хотите научиться водить. Попробуем бороться с мошенниками вместе.

Лицензия и организация процесса.

Перво-наперво придя в автошколу оцените обстановку. Пара обшарпанных кабинетов в ближайшем подвале, два-три плаката с дорожными знаками и разломанный тренажер, на котором уже не ясно где какая педаль, а руль заклеен в трех местах изолентой? На вопрос о лицензии и документах об окончании руководитель уходит от ответа? Вам явно не сюда.

Автошкола - это очень серьезное учреждение. Обучение в ней организуется строго в соответствии с определенными правилами подготовки водителей. Кроме того, автошкола должна иметь лицензию на обучение курсантов. Кроме того, у школы должна быть бухгалтерия, а обучение должно осуществляться на основе договора с учениками. Только с его помощью вы сможете решать спорные вопросы. Поэтому прежде всего проверьте наличие лицензии у автошколы. И узнайте, заключает ли она договор с кандидатами в водители. В противном случае может случиться так, что в школу нагрянут с проверкой и закроют ее, а ваши заплаченные за обучения деньги уйдут в никуда. Еще хуже может быть ситуация, когда после того, как все ученики сдадут деньги руководитель школы просто исчезнет. Документы по выпущенным группам должны храниться 5 лет. Поэтому проверьте, были ли до вас выпуски в этой школе, и если нет, то лучше, на всякий случай, подыскать другу.

В автошколе изучают не только правила дорожного движения. Она должна иметь материально-техническую базу, достаточный штат инструкторов, преподавателей различных предметов и медиков. У школы должен быть автодром и собственные специально-оборудованные автомобили. Поэтому, если занятия по всем разделам программы ведет один преподаватель, а у инструктора по вождению нет специального разрешения на обучение кандидатов в водители, то это точно не автошкола.

Проблема в том, что водить или знать правила дорожного движения может практически каждый человек. Однако, обучать других - это способность, который нужно обладать. Педагогический навык - главная составляющая в процессе подготовки кандидатов в водители. Преподаватель должен уметь научить, рассказать, объяснить, указать на ошибки и помочь их исправить. В противном случае это не обучение, а лишь вытягивание денег.

Грамотные учителя есть в каждой автошколе. Но бывали случаи, когда учебные организации зазывают народ известным именем, а потом на занятия приходит преподаватель, не способный связать двух слов. Поэтому, разыскивая хорошего преподавателя, о котором узнали от знакомых или как-то еще, проявите настойчивость и убедитесь, что в вашей группе занятия будет вести именно он.

Несколько слов, касающихся материально-технической базы. Без наглядных пособий сложно объяснить всю специфику правил дорожного движения и управления автомобилем, моделировать трудные транспортные ситуации и способы выхода из них. Поэтому обучение без тренировок можно назвать "однобоким". Обратите внимание на учебное оснащение кабинетов - есть ли компьютеры, автотренажеры. Современные школы широко используют в учебном процессе ТВ (специально подготовленные по темам видеосюжеты), макеты для моделирования дорожных ситуаций в динамике

Во многих автошколах ученики сталкиваются с таким отношением: преподаватель на первом занятии объявляет о том, что курсанты отправляются по домам читать ПДД и решать тесты самостоятельно и в такие-то дни могут приходить на консультацию, если конечно она потребуется, ведь в правилах и комментариях к ним все так подробно и ясно написано. Однако ни одни тесты и правила не заменят реальных примеров из уст преподавателя. Многие наоборот относятся к такой практике с одобрением, зазубривая правильные ответы тестов, не понимая при этом, что по сути никаких знаний они не получают.

Оплата обучения.

Оплата обучения еще один момент, на котором не чистые на руку автошколы любят обманывать своих курсантов. Стоимость курсов практически везде примерно одинакова. Однако некоторые на вопрос о том, сколько стоит обучение называют меньшую сумму. В такой ситуации следует задуматься. Вариантов тут может быть несколько. Первый - данная школа благотворительная и занимается за небольшие деньги. Вариант хороший, но маловероятный.

Второй вариант. Вам озвучили лишь цену теоретических занятий. За практические занятия придется доплачивать. От 150 до 250 за одно занятие. При учете что таких занятий нужно не меньше 20, то сумма получается не маленькая. Кроме того, в стоимость занятий может быть включена и стоимость бензина. Это еще не менее 200 рублей.

Кроме того, вам могут назвать стоимость теоретических занятий и, допустим, еще 10 занятий по вождению. Все занятие сверх нормы будут оплачиваться за дополнительную большую плату. Этот вопрос следует узнать заранее.

Оплачивая занятия, настаивайте на квитанциях, подтверждающих получение денег автошколой. Если не дают квитанций об оплате под разными предлогами, то в случае конфликтной ситуации вам сложно будет доказать свою правоту. После выбора школы уточните, в какие дни и в какое время начинаются занятия. Еще один развод. Вы приходите в школу и платите за обучение. Вам назначают дату начала занятий, но потом тянут резину с формированием групп, откладывают их начало. В итоге курсы длятся не 2 месяца, а пол года и более.

Длительность курсов и количество часов занятий.

Для того чтобы научиться управлять автомобилей нужно не менее 2,5-3 месяцев при учете еженедельных 3-4 часовых занятий (32 академических) и широкой практики вождения. Школы, которые предлагают за две недели интенсивных ежедневных занятий выучить всю теорию и откатать 10-15 часов вождения явно дают лишь знания, возможно позволяющие сдать экзамен, но явно не дающие ученику уверенности в своих действиях на дороге. Простое "натаскивание" на тесты - это не то, что вам нужно. Теоретические занятия должны охватывать и оказание первой медицинской помощи, знания об устройстве автомобиля.

Если клиентам дают в автошколе 10 - 15 уроков вождения, их так же жестоко обманывают, потому что программа предусматривает на вождение 32 часа. Именно этот минимум необходим для того, чтобы получить минимальные навыки вождения и успешно сдать экзамен. Если такое количество часов оправдывается недостаточным количеством учебных автомобилей или инструкторов, то над этим стоит хорошенько задуматься. Вы должны иметь возможность, в случае необходимости, отзаниматься и больше 32 часов.

Преподавание вождения.

Если теоретическая подготовка и может осуществляться самостоятельно при незначительной помощи со стороны, то вождение точно необходимо осваивать под зорким оком персонального инструктора. С ним можно согласовать удобное для обеих сторон время занятий. На учебной площадке отрабатываются все упражнения, которые предстоит сдать сначала на внутреннем экзамене в автошколе, а потом в ГИБДД. Инструктор обучит основным навыкам вождения: переключению передач, поворотам на перекрестках, научит обращать внимание на дорожные знаки и светофоры, а также - ездить задним ходом, парковаться, разворачиваться, въезжать в гараж и трогаться с места на наклонной дороге. Это пять основных упражнений, которые вы должны будете сдать в первой части практического экзамена - площадке. Для этого автодром школы должен быть специально оборудован, в том числе и эстакадой, поскольку это самое сложное упражнение. Учебная площадка автошколы должна иметь такую же разметку, как и та, на которой предстоит сдавать экзамен в ГИБДД. Иначе на экзамене вы можете растеряться и наделать глупых ошибок. Такое преподавание не стоит ваших денег.

Для обучения предоставляется автомобиль. Чаще всего, это заднеприводные машины марки ВАЗ 2105, 2106, 2107 и переднеприводные ВАЗ 2108 и 2109. Инструктор всегда будет находиться рядом, в кресле пассажира. Чтобы контролировать действия начинающего водителя и предупреждать аварийные ситуации, его место оснащено двумя педалями - сцепления и тормоза. Таким образом, если в экстремальной ситуации неопытный автолюбитель вдруг растеряется, он сможет предотвратить неприятности. На учебном автомобиле в обязательном порядке должен присутствовать специальный знак в виде буквы "У". Он ставится на крышу машины и наклеивается на заднее стекло, чтобы дать понять окружающим, что за рулем сидит ученик. Таковы требования к учебному автомобилю. Однако если вы учитесь водить на строй и явно побитой машине, в которой все скрипит и туго крутится руль, то на экзамене на автомобиле ГАИ вы вряд ли сможете сдать практическую часть. Лучше всего, если вы будете обучаться на том же типе и той же марки машины что и в ГАИ. В хороших школах знают об этом и предлагают вам такие машины.

Помимо площадки вам предстоит сдать и город. Для того, чтобы пройти экзамен вы должны владеть следующими навыками:

  • проезд перекрёстков;
  • левые и правые повороты, а также разворот на перекрёстках;
  • перестроение в соседние полосы и обгон;
  • движение с максимальной разрешённой скоростью;
  • проезд пешеходных переходов и остановок наземного транспорта.

Если же ваше вождение "по городу" ограничивается простым катанием по прямой проселочной дороге, то вряд ли вы выдержите экзамен. Кроме того, требуйте от инструктора чтобы он показывал и рассказывал вам, как и что нужно правильно делать. Если вы не нашли общий язык с инструктором, пойдите на занятия к другому.

Еще одна проблема, с которой может столкнуться ученик, это сокращение времени занятия. Инструктор опаздывает на 5-10 минут и заканчивает занятие немного раньше. Запаситесь секундомером и в следующий раз скажите инструктору о том, что время еще не вышло. Конечно, ему это может сильно не понравиться, но все-таки вы платите за обучение деньги и в случае чего можете разорвать договор с автошколой.

Дополнительные платные услуги.

Узнайте какие дополнительные платежи вам предстоят. Например, покупка специальной литературы (экзаменационные билеты для сдачи экзамена в ГИБДД, текст правил дорожного движения с комментариями и сборник тематических задач). Кроме того, необходимо будет пройти медицинскую комиссию. Узнайте стоимость этих услуг и по возможности сравните с альтернативными вариантами, например самостоятельной покупкой материалов или прохождением медкомиссии в государственной поликлинике. Переплачивать за такие услуги не стоит.

Кроме того, в некоторых школах практикуется оплата за аренду автомобиля на время сдачи экзамена в ГИБДД - 300-400 рублей.

Медицинское освидетельствование.

Если противопоказаний по состоянию здоровья нет, медкомиссия не представляет собой ничего страшного. Сначала будет необходимо пройти проверку зрения: прочитать обычную таблицу с буквами разного размера (с ними наверняка всем приходилось сталкиваться на приеме у окулистов). Затем предстоит проверка на дальтонизм: врачи предложат внимательно посмотреть на разноцветную карточку с нарисованными на ней кружочками красного и зеленого цветов и определить, какая геометрическая фигура на ней составлена из кружочков определенного цвета. И, конечно же, потребуются медицинские справки из наркологического и неврологического диспансеров поскольку, согласно закону, водительские права не могут быть выданы людям, страдающим наркозависимостью, алкоголизмом и психическими заболеваниями. Кроме того, противопоказаниями к управлению автомобилем могут стать некоторые хронические заболевания глаз и органов слуха, сосудов, сердца, а также эпилепсия, токсикомания, задержка умственного развития, пограничная умственная отсталость.

Однако во многих школах освидетельствование лишь формальность. Не требуют ни справок из диспансеров, не осматривают кандидатов в водители. Нужно лишь принести фотографию и заплатить деньги. Результатом этого может стать получение водительских прав неадекватными лицами, что конечно, не оказывает положительного действия на безопасность на дорогах. Не стоит потакать таким мошенникам.

Итоговый экзамен в автошколе.

Последний этап, на котором вас могут "развести" - это итоговый внутренний экзамен. В некоторых школах его делают платным и заваливают на нем всю группу несколько раз, заставляя после этого оплачивать дополнительные практические и теоретические занятия, а после еще один внутренний экзамен. При этом пересдача может стоить уже больших денег.

Те, кто пройдет этот этап успешно, получат на руки водительскую карточку, свидетельство об окончании автошколы, и направится в ГИБДД - сдавать экзамен на получение долгожданных прав. Помните, что только с этим документом вас допустят к экзамену.

Если экзамены в ГИБДД организует автошкола, то все необходимые документы для прохождения этого последнего испытания она оформляет сама. И в назначенный день группа в сопровождении представителя автошколы прибывает в закрепленное за школой отделение автоинспекции. Если же школа экзамен вам не организует, то это очередной развод. Вам придется самостоятельно бегать и искать себе группу. Узнайте этот момент заранее.

Итак, на вашем пути к водительским правам может быть множество препятствий. Избежать всех этих разводов лишь грамотно выбрав автошколу. Желаем удачи в этом не легком деле.


 

 

НОВОСТИ:







Все новости


 



ЗАКОНЫ И КОДЕКСЫ РФ

Конституция РФ

Гражданский Кодекс РФ (ч. 1)

Гражданский Кодекс РФ (ч. 2)

Гражданский Кодекс РФ (ч. 3)

Гражданский Процессуальный Кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Закон о безопасности дорожного движения

Закон о защите прав потребителей

Налоговый кодекс РФ (ч. 1)

Налоговый кодекс РФ (ч. 2)


«Союз защиты прав автомобилистов» - юридические консультации и помощь